Специальные проекты – 6. Московская международная биеннале молодого искусства
Специальные проекты
Галерея «Тоннель» МГХПА им. С. Г. Строганова
18–29 июня
пн–пт: 11:00–18:00
Куратор / кураторы:   Алиса Самоделова, Вероника Смирнова
Участники:   Стефани Акунийба, Мария Архипова, Дарья Блохина, Никита Горшков и Петр Крощинский, Анастасия Дорохова, Андрей Жаворонков, Наталья Казакова, Софья Караулова, Мария Кокорева, Василий Корнюшин, Виктория Макарова, Дарья Толмашова, Евгения Тулякина, Катерина Тарасова

Нужна ли академия в мире современного искусства, где уже давно используется другой визуальный язык и новые медиа?
Художники переосмысливают искусство в рамках академической среды, отталкиваясь от нее, но не разрушая. Ища вдохновение, они выходят из стен художественного вуза в реальный мир. Именно он становится тем средоточием образов и смыслов, которые формируют опыт художника. Сегодня, в эпоху новых медиа, многие художники возвращаются к классической образной системе, актуализируя ее посредством идей, и выводят профессиональное искусство на арт-сцену.

ЦСИ «ВИНЗАВОД» (ЦЕХ БЕЛОГО)
8 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Куратор / кураторы:   Собиратель «Классного собрания»: Сергей Братков Собиратель видеопроектов и видеопрограммы: Дмитрий Венков совместно с Кириллом Преображенским
Участники:   Студенты мастерских Школы Родченко: «Непосредственная фотография» (руководитель Игорь Мухин), «Проектная фотография» (руководитель Влад Ефимов), «Видеоарт» (руководители Кирилл Преображенский, Дмитрий Венков), «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа, медиаинсталляция, медиаперформанс, саунд-арт» (руководители Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин), «Документальная фотография» (руководитель Валерий Нистратов), «Фотография, скульптура, видео» (руководитель Сергей Братков), «Ручная печать в лаборатории» (руководитель Людмила Зинченко), «Художественные тактики и стратегии. Современная фотография» (руководитель Кирилл Савченков), «Лаборатория звука» (руководитель Андрей Смирнов)

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

Представленная выставка — это сборник персональных и групповых выставочных проектов, состоявшихся в Школе Родченко за последний год. Выставка продемонстрирует процесс и результаты работы разных классов Школы — мастерских «Непосредственная фотография» (Игорь Мухин), «Проектная фотография» (Влад Ефимов), «Видеоарт» (Кирилл Преображенский, Дмитрий Венков), «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа, медиаинсталляция, медиаперформанс, саунд-арт» (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин), «Документальная фотография» (Валерий Нистратов), «Фотография, скульптура, видео» (Сергей Братков), «Ручная печать в лаборатории» (Людмила Зинченко), «Художественные тактики и стратегии. Современная фотография» (Кирилл Савченков), «Лаборатория звука» (Андрей Смирнов).

Арсений Сергеев
8 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Куратор / кураторы:   Арсений Сергеев
Участники:   Валерия Алейникова, Елизавета Анциферова, Анастасия Ашукина, Арсений Багдасаров, Екатерина Балакина, Вероника Боглай, Маргарита Варакина, Екатерина Власова, Полина Гисич, Анастасия Глушкова, Даниил Двинских, Полина Дмитриева, Ирина Добромыслова, Ксения Дубровская, Анастасия Дунаева, Татьяна Жиляева, Арина Зимоненко, Алина Золотых, Екатерина Кондратьева, Любовь Котлярова, Елизавета Кразаева, Элман Кулиев, Ангелина Ламбрихт, Les Лебедева, Александра Малетина, Катя Мордвинкина, Ярослав Мотайлов, Александра Пархоменко, Мария Пинус, Анастасия Порошина, Алиса Радкевич, Эрнест Саттаров, Гузалия Тулумбаева, Мария Тушнолобова, Наталья Хусаинова, Анна Чернышова, Арина Шушпанова

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

Проект «Аффект наблюдателя» предваряет начало набора абитуриентов на программу бакалавриата «Современное искусство» в НИУ «Высшая школа экономики». Новая программа включает в себя как глубокое погружение в историю и философию искусства, критическую теорию и визуальные исследования, так и в практическую сторону работы художника, куратора, критика и исследователя современного искусства. Под кураторством известных теоретиков и практиков искусства на программе открыты образовательные профили «Художник и куратор», «Кино и видеоарт» и «Фотография и мультимедиа».
Тема выставки — отношения Наблюдателя (художника и зрителя) и Наблюдаемого (реальности и искусства), субъекта и объекта творчества. Роль художника и его зрителя сопоставима с ролью ученого, который, регистрируя ход научного опыта, теоретически способен повлиять на его результат. Реакция наблюдателя на произведение искусства и является по сути «аффектом» — эмоциональным откликом, действием, спровоцированным не только контекстом, но и собственным опытом, характером, настроением.
Экспозиция разворачивается внутри выставочного пространства как тотальная site-specific-инсталляция, вобравшая в себя все актуальные жанры современного искусства: видео, перформанс, объект, интерактивные инсталляции, мультимедийные проекты, живопись, рисунок. Объединяющий элемент выставки — использование перформативности в качестве базового мотива для работы над проектом и/или взаимодействия с ним зрителя.

Музей Москвы. Центр Гиляровского
20–27 июня
вт–вс: 10:00–20:00
Куратор / кураторы:   Руководитель проекта: Людмила Зинченко Кураторы: Ольга Александрова, Екатерина Пряничникова
Участники:   Настя Бережинская, Елизавета Вдовина, Евгения Демина, Макс Змеев, Татьяна Казакова, Арсения Ковалева, Анастасия Лобанова, Ольга Никишова, София Панкевич, Борис Поспелов, Екатерина Пряничникова, Роман Сазонов, Елизавета Сазонова, Маша Свиридова, Дмитрий Старусев, Диана Терешкина, Иван Хейдель, Янина Черных, Александр Шмельков, Анна Щербакова

Воля — синоним свободы, свобода воли — практически синоним сознания.
И тавтология отчасти: несвободная воля — это уже не воля, а неволя, плен чувства, разума и сплошное страдание.
Хотя и свобода не гарантирует счастья, но, по крайней мере, выпускает волю на жизненный простор. «На свете счастья нет, а есть покой и воля», — это наше все Пушкин объяснил, за что мы боремся.
Примерив его взгляд, замечаем, что сам язык во множестве устойчивых выражений показывает, сколь ценима воля: «железная воля», artistic will, «свобода воли», «Божья воля», «воля к победе», «сила воли» и «век воли не видать», в конце концов.
В общем, избитое слово.
Антоним его посвежее будет: всего 4 «неволи» против 127 «воль» на выборке в 1 млн слов, если верить сайту sinonim.org.
Однако наш земной удел все-таки неволя. Неизбежное, добровольное и немного стыдное для разумных существ состояние. Об этом не хочется говорить, писать и даже думать. Да и что скажешь? «Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания», — как выразился почти 150 лет назад московский цензор, запрещая книгу Гиляровского «Трущобные люди».
Поэтому мы особо не говорим о ней. Неволя собственной жизни открывается нам наедине с самими собой, вместе с мечтой о свободе как далеком горизонте воли, упоминаемой нами почти в 32 раза чаще по сравнению с неволей нашей обыденности.
Тем интереснее разобраться с тем, чего мы избегаем. Неволю можно толковать по-разному:
— детерминизм;
— ограничение свободы, зависимость от кого-либо, подчинение;
— нахождение в таком положении — рабство, тюрьма, плен;
— отсутствие личной воли у индивидуума, разного рода зависимости;
— жизнь в неестественных условиях (о животных, птицах, людях без иммунитета, в изоляции, о космонавтах в невесомости);
— сила и власть обстоятельств.

Галерея «Беляево»
29 июня — 15 июля
вт–вс: 11:00–20:00
Куратор / кураторы:   Мадина Гасими Мария Ada Иванова Дарина Рогацкина Вера Синотина Оксана Чвякина
Участники:   Алиса Аистова, Ксения Башмакова, Анастасия Белова, Анастасия Вермеер, Полина Егорушкина, Татьяна Емельянова, Виктор Жданов, Екатерина Жингель , Екатерина Исаева , Ирина Керимова, Юлия Кирильчева, Мария Кульчицкая, Евгения Мельникова, Александра Михайлова, Валерия Пепе, Слава ПТРК , Ксения Сергачева, Евгения Стрыгина, Алексей и Антон Твороговы, Александра Янченко, Дарья Яроменок

Проект изучает присутствие мифа и ритуальную составляющую в различных областях современной жизни. ЖКХ и городские легенды, поведение в социальных сетях и культ гаджета, фетишизм, телесность, инициация.

v-a-c.ru/ru/drift
8 июня — 31 августа
Куратор / кураторы:   Консультанты: Мария Крамар, Анна Панфилец
Участники:   Участники (исследовательская группа «Видимый комитет»): Артур Аракелов (школа «Содружество»), Даша Гетманова (Институт «БАЗА»), Степан Есаян (МГУ), Вера Неудобнова (школа № 1246), Матвей Селякин (школа № 1246), Анастасия Спасова (МГУ), Елизавета Трусилова (школа № 1246), Елизавета Фирсова (Лицей НИУ ВШЭ)

Мы — группа молодых исследователей «Видимый комитет», московские старшеклассники и студенты. Объединивший нас интерес к современному искусству привел к сотрудничеству с фондом V-A-C. Общение со старшими коллегами создало среду для погружения в теорию искусства и исследование художественных практик. Так мы познакомились с идеями ситуационизма и попытались воплотить теорию дрейфа в московской повседневности. Однако методология устарела в силу смены обстоятельств и времени, поэтому в понимание дрейфа внесены изменения. Мы пересобираем стратегии восприятия пространства и пересматриваем свое место в городской среде, опираясь на современные художественные практики и теории. Инструментом становится опыт взаимодействия с городом с помощью наделения агентностью не только людей, но и нас окружающих предметов, которые мы отныне воспринимаем как самостоятельные субъекты. Иными словами, мы отказываемся от антропоцентричности. Также основой являются произвольные ассоциации и размышления о стирании границ между оффлайн- и онлайн-жизнью, которые все сложнее различить.

В дрейфах мы фокусируем внимание на поиске материалов в шести категориях: «Знак», «Маска», «Трещина», «Скачок», «Клад», «Руина». Например, знак рассматривается нами как баннер, дорожный знак, плакат или вывеска. Осваивая практику дрейфа, мы поняли, что хотим оставить в городской среде некий маркер, опознавательный знак, который поможет переосмыслить реконструкцию здания ГЭС-2 («дома» фонда V-A-C), обозначить присутствие новой культурной институции в городе. Результатом нашей работы в категории «Знак» стал баннер «ГЭС 3.0» в виде текстограммы, внутри которой содержится отфильтрованный интернет-пользователями текст, описывающий прошлое, настоящее и будущее здания ГЭС-2. Изучая миссию институции, мы увидели аналогию в развитии концепции web 3.0 и ключевых принципах построения институциональной практики, которой пользуется V-A-C.

В ходе проекта мы продолжим практику присутствия в городской оффлайн-среде в рамках изучения выбранных категорий.

ЦТИ «Фабрика»
7–10 июня, 20 июня — 1 июля
+7 (499) 265-39-26 по предварительной записи
Участники:   Идея проекта: Александра Филипповская, Амаль Авезджанова

Кураторы (группа «Войти и разрешить», сформированная из студентов и выпускников факультета истории искусств РГГУ): Амаль Авезджанова, Мария Бунеева, Анна Козловская, Алексей Кузько, Татьяна Миронова, Анна Сопова

Художественный руководитель: Наталья Смолянская

Участники: рабочие фабрик и художники

Проект «Это очень странное место» обращается к заброшенным, закрытым, странным пространствам, которые существуют, но в то же время о них мало кто знает и редко кто в них заходит. Здесь ничего не меняется десятилетиями: каждый предмет рассказывает истории, не требующие дополнительного вмешательства, а любая трещина на стене и подтек от краски могут быть восприняты нами как искусство. Исследуя вопрос места и его связей, авторы проекта предлагают серию экскурсий на бывших фабриках. Завод по производству световой рекламы «Газосвет», фабрика технической бумаги «Октябрь» и пуговичная фабрика им. Н. Д. Балакирева на время откроют свои тайные помещения, где сохранились остатки производства. Проводниками по «странным местам» станут бывшие рабочие этих заводов и художники, которые в своем творчестве обращаются к фабричным материалам и технологиям. В одном пространстве соединятся разные поколения и ощущения. Каждый опыт проживания пространства откроет участникам доступ к личному месту, обычно недоступному и оберегаемому.

ЦТИ «Фабрика»
14 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Участники:   Идея проекта: Александра Филипповская, Амаль Авезджанова

Кураторская группа (выпускники магистерской программы «Кураторство художественных проектов» ФИИ РГГУ): Виктория Белоненко, Татьяна Бердышева, Татьяна Данилевская, Анна Кузнецова, Юлия Мартынова, Анастасия Сергевнина, Оксана Ситникова, Александра Шейко, Галина Шестакова, Наталья Шульгина

Научный координатор проекта: Александра Данилова

Появившиеся в середине 1980-х новые стили электронной танцевальной музыки — техно в Детройте, эйсид-хаус в Чикаго — быстро пересекли океан, сначала завоевав Великобританию («Второе лето любви», 1988–1989), а затем и континентальную Европу. Падение железного занавеса помогло техно и хаусу обрести популярность в России — новорожденной стране требовались новые формы досуга, одной из которых стали ночные вечеринки — рейвы.

Выпускной проект «Слэйв ту зэ рейв» магистрантов факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета прослеживает развитие московской техно-сцены, неразрывно связанное с историей русского рейва и клубного движения, — от Gagarin Party в павильоне «Космос» на ВДНХ (1991) до экспериментальной культурой площадки «Плутон» (2017). В экспозицию, чье название отсылает к хардкор-техно-треку Slaves to the Rave 1995 года дуэта Inferno Brothers, вошли афиши, флаеры, фотографии и редкие архивные материалы, многие из которых экспонируются впервые, дополненные произведениями Дениса Егельского, Алексея Исаева, Сергея Шутова и других художников.

ЦСИ «Марс»
9–30 июня
пн–вс: 12:00–22:00
Куратор / кураторы:   Арина Ефанова Мария Медникова Алиса Меньшикова Мария Мозговая Мика Плутицкая Дарья Сетевинец
Участники:   Алина Пономарева, Йечан Чеонг, Максим Иванов, Виктория Романович, София Латышева, Олег Кузнецов

В рамках проекта исследуются три конструкта: духовность, идентичность и контроль, — каждый из которых интерпретируется двумя художниками. Участники выставки раскрывают контрастные аспекты одного понятия. Вариативность внутри каждого конструкта регистрируется не только концептуально, но и на уровне медуима. Так, Алина Пономарева в видеоинсталляции реконтекстуализирует сюжеты Сикстинской капеллы, помещая их в бытовую обстановку. В полемику с ней вступает нефигуративная живопись Йечана Чеонга, деконструирующая цветовой культурный код. Максим Иванов и Виктория Романович используют фотографию и перформанс, чтобы зарегистрировать паттерны идентичности знаменитости в традиционно противопоставляемых сферах: академической и гламурной. София Латышева контролирует пространство и передвижение людей в нем с помощью металлических конструкций, в диалог с которыми вступают автоматические рисунки Олега Кузнецова.

Британская высшая школа дизайна (БВШД)
2–16 июня
cб (2 июня): 11:00–21:00; вс (3 июня): 12:00–19:00; ср–пт (6–8 июня): 12:00–21:00; сб (9 июня): 12:00–21:00; вс (10 июня): 12:00–19:00; сб (16 июня): 12:00– 21:00
Куратор / кураторы:   Джон Лавелл Иан Чарльсворт
Участники:   Анастасия Горбатова, Василиса Бессарабенко, Полина Васякина, Алина Горбатова, Медина Гаджи-Исмаилова, Алина Захарчук, София Кесиду, Мария Киселева, Элиза Крейцберг, Олег Кузнецов, Дарья Михайлова, Алиса Омельянцева, Александра Орлова, Мария Романова, Карина Сайфуллина, Мария Смирнова, Полина Фесан, Дарья Федорова, Йе Чанг Чеонг, Валерия Энгель

The Degree Exhibition — выставка выпускников программы бакалавриата «Современное искусство» Высшей британской школы дизайна. Молодые художники обращаются к видео-арту, инсталляции, фотографии, живописи и перформансу; разнообразие представленных работ подчеркивает важность индивидуального подхода к современной художественной практике. Одним из центральных принципов обучения в БВШД является модель диалога, что и выражают представленные проекты. Студенты вовлечены в диалог с материалами в течение всего периода работы в студии, и в этом процессе взаимодействия с изображениями, объектами, звуком вырабатывается подход к творчеству, прослеживаемый во всех представленных работах.

«Открытые коллекции» Политехнического музея
14 июня — 26 августа
По предварительной записи
Куратор / кураторы:   Полина Исаева Аделя Каюмова Марина Коршок Алина Корень Юлия Реушенова Полина Рудь
Участники:   Владимир Абих, Эмма Байер, Ксения Башмакова, Евгения Воронова, Ася Добровольская, Иван Егельский, Владимир Колесников, Егор Крафт, Анастасия Крохалева и Денис Перевалов, Валерия Мордашова, Онда, Анастасия Сухарева-Морозова, Денис Уранов, Ирина и Станислав Шминке

«Интродукция» — уникальный в своем роде кураторский проект. Он предполагает «внедрение» в сложившуюся музейную экспозицию работ молодых (до 35 лет) российских художников, приглашенных начинающими кураторами — студентами и аспирантами отделения истории искусства исторического факультета МГУ. Художники-участники проекта создают оригинальные произведения специально, ориентируясь на контекст, проблематику, масштабы того или иного места экспонирования. Возникающие в итоге работы созвучны музею / главному герою / выставленным объектам, резонируют с экспозицией, откликаются на нее как содержанием, так и формой. Подобно тому как в биологии в ходе интродукции происходит внедрение нового вида растений или животных в местные природные комплексы, произведения современного искусства «акклиматизируются» и «натурализируются» в непривычном для них окружении. Музеи-партнеры — площадки проведения проекта — выбраны не случайно и представляют два «полюса» возможных «внедрений» в музей: камерное, лиричное, интимное пространство мемориального музея художника конца XIX — первой половины ХХ века и гигантские заводские цеха, где располагается открытая коллекция технологичных музейных объектов. Такая разноплановость призвана дать максимально широкую панораму сегодняшних экспериментов в молодом искусстве и соответствующих им кураторских стратегий. Проект станет первой серьезной «пробой пера» начинающих кураторов и будет способствовать их дальнейшему успешному профессиональному и творческому развитию в области кураторской и музейной практики, послужит своего рода «введением», «интродукцией» в профессию.

Вторая часть «Интродукции» под названием «Устаревающий прогресс» разместится в пространствах Открытой коллекции Политеха. Она также будет построена на принципах сайт-специфичности — центральной темой станет взаимодействие искусства, науки и техники. Проект выполнен кураторской группой в составе Полины Исаевой, Адели Каюмовой, Марины Коршок, Алины Корень, Юлии Реушеновой и Полины Рудь. Сочетание слов «устаревающий прогресс» — оксюморон, который создан для того, чтобы акцентировать разнонаправленные векторы исследования прогресса.

С одной стороны, прогресс — это всегда движение вперед и обновление, с другой — он делает наше «настоящее» непрерывно уходящим в область прошлого. Каждое прогрессивное достижение превращает предшествующее ему в неактуальное.

Отправной точкой идеи проекта послужили фонды Политехнического музея. В них продемонстрированы предметы, когда-то являющиеся самыми передовыми образцами развития техники и технологии, но неизбежно на определенном этапе устаревшие. Пространство фондов задало направление исследования, которое сосредоточилось на технологическом прогрессе, оставляющем, в отличие от социального или личного, материальные следы.

Современный мир одержим жаждой постоянного обновления и усовершенствования, скорость появления новых технологий может быть сравнима со скоростью света. Молниеносная смена свидетельствует о хрупкости новшеств и их недолговечности. Выходя из употребления, те или иные объекты перестают быть частью современности и только сосуществуют с ней на правах музейных экспонатов.

Технологический прогресс движим потребностями людей. Однако часто находя решения некоторым проблемам, человек неизбежно провоцирует возникновение новых. Например, увеличение темпа передачи информации привело к дезориентации в ее бесконечном потоке: все сложнее удается обнаружить крупицы истины, разобраться в том, что важно, а что несущественно.

И все же технологии прокладывают путь в будущее. Каким оно будет? Всегда ли нужно обращаться к ученым за ответом — или каждый вправе вообразить любое будущее, какое захочет?

Художники обращаются ко всем этим темам в попытке найти самое главное в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Пригласив зрителя в воображаемую ситуацию, они задают вопросы, позволяющие каждому сделать свое личное открытие.

Московский музей современного искусства (Гоголевский б-р, 10)
19 июля — 26 августа
вт–вс: 12:00–21:00
Куратор / кураторы:   Куратор: Мария Михайлова Консультант: Дарья Камышникова
Участники:   Татьяна Белкина, Елизавета Веселова, Антон Гаенко, Евгения Горская, Наталья Грезина, Степан Краснов, Емина Линдхольм, Юлия Матинниеми, Александра Митику, Екатерина Молчанова, Алексей Рюмин

Современное искусство расширило возможности диалога художника со зрителем. Творения стрит-арта, сайт-специфические произведения искусства и т. п. демонстрируют примеры доступного и бесплатного искусства для зрительских масс. Понятие доступное искусство стало распространенным явлением нашей культурной жизни.

Признавая актуальность и справедливость лозунга доступности искусства для зрителя, мы хотим перенести акцент на доступность искусства для самого художника.

Начиная исследование понятия «удобное искусство» для художника, мы имеем в виду также и поиски иных способов художественного выражения, связанных в первую очередь с цифровой эпохой и новыми художественными стратегиями, а также рассматриваем возможность обзора и демонстрации современных и «удобных» форм художественного высказывания.

Для создания произведений мы обратились к молодым художникам, работающим с разными медиумами, с просьбой представить, какое их произведение окажется наиболее «удобным» или создать что-то новое, соответствующее их представлениям об удобстве искусства.

Московский музей современного искусства (Тверской б-р, 9)
4 июля — 19 августа
вт–вс: 12:00–21:00
Куратор / кураторы:   Дарья Камышникова
Участники:   Федора Акимова, Татьяна Белкина, Настя Белова, Соня Ванеян, Лиза Веселова, Евгения Воронова, Антон Гаенко, Евгения Горская, Наталья Грезина, Надежда Данилова, Ася Добровольская, Натиа Картвелишвили, Владимир Колесников, Лина Колотилова, Дарья Коноваленко, Степан Краснов, Ольга Любимова, Михаил Плохоцкий, Наталья Погосова, Анна Резцова, Елена Сакирко, Екатерина Сверчкова, Полина Синяткина, Анна Сладкова, Анастасия Сухарева-Морозова, Тимур Шаймухаметов, Катя Шинкарёва

Культура всегда не только оперировала существующими системами кодов, но и создавала свои. Сразу всплывают в памяти наиболее яркие примеры, такие как роман Рабле, оказывающийся на поверку не столько сатирической историей о приключениях обжоры, сколько повествованием полным герметических знаний и алхимических формул. Или вспомним фламандские натюрморты, для расшифровки символического наполнения которых, существуют специальные справочники.

Мы часто кодируем информацию, предназначенную для быстрого восприятия, как пиктограммы в общественном транспорте или знак молнии на распределительном щитке, заменяющие один способ кодирования — текст, на другой — изображение. Развитие информационного общества внесло свои коррективы в процессы возникновения, распространения и понимания различных кодов, как вербальных, так и невербальных. Сами цифровые технологии построены на основе того, что также называется кодом.

Ежегодный выставочный проект «Мастерская» Московского музея современного искусства и Школы современного искусства «Свободные мастерские» существует с 2001 года и каждый год открывает новые имена российской художественной жизни.

ЦСИ «ВИНЗАВОД» (Открытые студии)
8 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Куратор / кураторы:   Андрей Паршиков
Участники:   Алексей Жучков, Дарья Неретина, Владимир Карташов, Антон Кушаев, Асмик Мелконян, Кристина Стрункова, Денис Уранов, MAXIMMIXAM

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

Выставка «Победа над белым» завершает первый сезон проекта «Открытые студии». Восемь художников в течение полугода работали в едином опенспейсе, разделенном небольшими перегородками, регулярно представляя новые работы публике.
Пространство «Открытых студий» в силу своей специфики диктовало запрос для одновременного показа продукта и средства вместе со способами его производства, и самого процесса. Как раз об этом проект «Победа над белым».
Парафраз названия футуристической оперы Матюшина и Крученых «Победа над Солнцем» отсылает ко всем известной экспозиции Малевича «0,10» как символу автореферентной выставки и, прежде всего показа, задающего вопросы о своих собственных регистрах и своей системе, а также о месте экспозиции как метода в искусстве.
Три ключевых вопроса стояли перед художниками: совмещение экспозиционного пространства с мастерской и разделения между галерей и мастерской, приоритетность показа процесса или результата процесса, актуальность белого куба, пережившего многократный кризис.

ЦСИ «ВИНЗАВОД» (Большое винохранилище)
08 июня — 08 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Куратор / кураторы:   Светлана Тейлор, Михаил Левин, Даша Бирюкова, Галя Солодовникова, Полина Бахтина, Виталий Боровик, Татьяна Чижикова
Участники:   Студенты программ факультета «Визуальные искусства»: Современное искусство, Мультимедиа-арт, Сценография Современное искусство: Анастасия Гаврикова, Лидия Жудро, Анна Корнилова в соавторстве с Алексеем Кохановым, Ирина Лагошина
в соавторстве с Дарьей Кургузовзй, Ольга Менакер Александра Нестеркина, Ева Николаева, Евгения Пароль в соавторстве
с Ваней Размаховым

Мультимедиа-арт: Ольга Александрова, Анастасия Бережинская, Александр Шмельков, Анна Щербакова, Александр Чистов, Диана Капизова, Алёна Крушина, Евгения Демина, Евгений Тулупов, Кристина Комиссарова, Ксения Шаравьева, Алексей Сим,
Роман Сазонов, Елена Громакова, Арсения Ковалева, Татьяна Казакова, Ольга Никишова, Александр Гулинов

Сценография: Анастасия Алиева, Анастасия Безручко, Анна Брауде, Дария Васильева, Светлана Горячева, Людмила Дьячкова, Анна Иевлева, Анатолий Козырев, Ирина Савина, Анна Ставицкая, Анна Титова, Эллина Хасанова, Михаил Хотеенков

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

britanka_coop — групповой проект студентов трtх программ факультета «Визуальные искусства» БВШД. В основе экспозиции каждого курса лежит определенная тема и методы художественного исследования, в рамках которых студенты переосмысливают дискурсы современного искусства и формы художественной выразительности. Студенты программы «Современное искусство» представят экспозицию под названием «Ритуал», на курсе «Мультимедиа-арт» («Фотография и видеоарт») поработали с безоблачным будущим и ложными воспоминаниями, а программа «Сценография» совместно с творческим объединением «БоровиЧи» переосмыслили теорию относительности Альберта Эйнштейна и представят динамическую инсталляцию «Практика относительности».

ЦСИ «ВИНЗАВОД» (Цех красного)
8 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00
Куратор / кураторы:   Анатолий Осмоловский
Участники:   В выставке принимают участие студенты и выпускники Института «База»
Студенты: Александр Голынский, Аня Белоусова, Дмитрий Евмененко, Тихон Пенкин, Ксения Кудрина, Андрей Ишонин, Владимир Карташов, Абрам Ребров, Виктор Жданов, Федор Дубровин, Ольга Машинец, Дмитрий Жильцов, Маша Королёва, Саида Саттарова, Светлана Артемьева

Выпускники: Денис Строев, Ирина Петракова, Алек Петук, Александр Гореликов, Иван Новиков, Группа Говно, Мария Ефременко, Виталий Безпалов, Никита Спиридонов, Даша Григорьева, Антон Кушаев, Вероника Актанова, Александр Плюснин, Максим Афанасьев

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

Главная задача выставки — зондирование и исследование актуального художественного процесса. В 2018 году в художественном процессе в Москве наблюдается значительный интерес к авангардистским практикам. Что это значит? Это значит, что художники создают артефакты с неясной жанровой принадлежностью, что-то на границе между перформансом и скульптурой, акцией и инсталляцией. Другой характерной чертой авангардистского действия является смещение целеполагания, то есть произведению искусства предается в каком-то смысле даже абсурдный, функциональный смысл.

ЦСИ «ВИНЗАВОД» (Винтажный зал)
8 июня — 8 июля
вт–вс: 12:00–20:00

В рамках программы «Винзавод.OPEN»

Специальная дискуссионная программа, подготовленная Институтом проблем современного искусства (ИПСИ), посвящена вопросам, имеющим ключевое значение как для молодых художников, так и для всех, кому интересна современная культура.
В ходе серии открытых дискуссий, презентаций и круглых столов молодые художники, кураторы и активисты, студенты, выпускники и преподаватели ИПСИ обсудят широкий круг сюжетов и тем, связанных с ролью и перспективами искусства в полном возможностей и неопределенности мире сегодняшнего и завтрашнего дня.
Способно ли искусство быть не просто украшением, а способом изменения реальности, улучшения жизни людей в коммуникационном обществе нашего времени?
В каких условиях художественные эксперименты, поиски новых смыслов оказываются наиболее продуктивными?
Должно ли современное искусство существовать в узких дисциплинарных рамках, или это неотъемлемая, пусть и самая новая и изменчивая часть публичной сферы, необходимый компонент культуры гражданского общества в ХХI веке?

Музей-квартира А. М. Васнецова
16 июня — 26 августа
ср–вс: 10:00–17:00
Куратор / кураторы:   Анастасия Волынова Натела Пилия Мария Поморцева При участии службы развития малых музеев Третьяковской галереи (Т.В.Гафар) и Отдела исследования творчества А.М.Васнецова (Е.И.Ядохина)
Участники:   Наталья Грезина, Ниля Мусаева, Сеня Разин, Полина Топорова (при участии Артура Водолагина, Артура Кирюшина, Максима Неизвестных), Антонина Юрченко

«Интродукция» — уникальный в своем роде кураторский проект. Он предполагает «внедрение» в сложившуюся музейную экспозицию работ молодых (до 35 лет) российских художников, приглашенных начинающими кураторами — студентами и аспирантами отделения истории искусства исторического факультета МГУ. Художники-участники проекта создают оригинальные произведения специально, ориентируясь на контекст, проблематику, масштабы того или иного места экспонирования. Возникающие в итоге работы созвучны музею / главному герою / выставленным объектам, резонируют с экспозицией, откликаются на нее как содержанием, так и формой. Подобно тому как в биологии в ходе интродукции происходит внедрение нового вида растений или животных в местные природные комплексы, произведения современного искусства «акклиматизируются» и «натурализируются» в непривычном для них окружении. Музеи-партнеры — площадки проведения проекта — выбраны не случайно и представляют два «полюса» возможных «внедрений» в музей: камерное, лиричное, интимное пространство мемориального музея художника конца XIX — первой половины ХХ века и гигантские заводские цеха, где располагается открытая коллекция технологичных музейных объектов. Такая разноплановость призвана дать максимально широкую панораму сегодняшних экспериментов в молодом искусстве и соответствующих им кураторских стратегий. Проект станет первой серьезной «пробой пера» начинающих кураторов и будет способствовать их дальнейшему успешному профессиональному и творческому развитию в области кураторской и музейной практики, послужит своего рода «введением», «интродукцией» в профессию.

Проект состоит из двух частей. В ходе подготовки первой — озаглавленной «Художество» и располагающейся в Музее-квартире А. М. Васнецова — авторы получают возможность поработать с камерным пространством, очень персонифицированным подходом к формированию экспозиции, основанной на жизни, творчестве, непростой судьбе главного героя этого малого музея и его семьи. В центре внимания проекта — проблема явления современного искусства, взаимодействие искусства и зрителя, взаимодействие старого и нового искусства, традиционных форм и новейших художественных стратегий. Проект выполнен при активном участии службы развития малых музеев Третьяковской галереи (Т. В. Гафар) и отдела исследования творчества А. М. Васнецова (Е. И. Ядохина).

Для авторов проекта — кураторской группы в составе Анастасии Волыновой, Нателы Пилия и Марии Поморцевой — А. М. Васнецов в первую очередь представитель поколения и показатель настроения определенного круга художников. Именно с традицией, с художественным поколением рубежа XIX–XX века через А. М. Васнецова авторы предлагают вступить в диалог нынешнему поколению художников. Исходя из поколенческой проблематики, авторы проекта выбрали текст «Художество», который, по собственным словам А. М. Васнецова, он написал «для упорядочивания своих взглядов». Этот текст посвящен определению основных составляющих живописи и их взаимодействию друг с другом, а также исследованию современного состояния искусства и путей его дальнейшего развития. С особым вниманием он отнесся к проблеме взаимодействия зрителя с живописью, скульптурой и архитектурой, считая, что созерцание художественного произведения должно способствовать самоопределению человека.
Авторы проекта считают, что этот текст является отражением взглядов художников реалистического метода, выражает их отношение к ценности и целостности искусства. Эти мастера были убеждены, что реализм — это единственно возможная система, которая отвечает задачам «подлинного искусства», несмотря на окружающие их радикальные перемены в искусстве конца XIX — начала XX века. В сегодняшней среде слово «Художество» имеет двоякое значение, которым оно раньше не обладало. Столь же двоякое отношение присутствует в отношении к современному искусству.

Именно поэтому для выставки были отобраны работы начинающих художников, чтобы, с одной стороны, акцентировать внимание на явлении Биеннале молодого искусства, а с другой — уловить тенденции нового, начинающего быть заметным, поколения.

Галерея «Основа»
17–21 июля
вт–сб: 13:00–19:00
Куратор / кураторы:   Александра Киселёва
Участники:   Эмма Байер, Иван Бананкин, Полина Егорушкина , Снежана Загальская , Екатерина Игошина , Иван Карманов, Юлия Кирильчева, Александра Киселёва, Анна Кондратьева , Икуру Куваджима, Валентина Макарова, Ольга Машинец, Валерия Мордашова, Екатерина Ост, Иван Пушкин , Мария Саркисянц , Максим Татаринцев , Дарья Тихомирова, Денис Уранов, Кристина Циан, Мария Черткова

Рассуждение о состоянии предметности в современном искусстве и о связи между объектом, смыслом и ценностью, которую устанавливает выставочное пространство.

Not for sale создает ситуацию, в которой осуществление этой связи практически полностью переложено на зрителя. Работы представлены без описаний и имен авторов. Номера, которыми они обозначены, отсылают к сложенному в зале неприкосновенному тиражу путеводителей, содержание которых становится доступным только во время отдельных экскурсий. В отличие от этой «раздатки», любой понравившийся экспонат можно свободно и бесплатно забрать с выставки. Становясь владельцем, вы подписываете соглашение о том, что объект бесплатен и потому не может быть в дальнейшем вовлечен в коммерческую систему, то есть подтвердить или реализовать свою ценность. Он станет вашим личным объектом искусства. Определение границ и целого остается за зрителем.