Стратегические проекты – 6. Московская международная биеннале молодого искусства
Стратегический проект
Спасибо, пожалуйста, извини
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
http://www.ncca.ru
ул. Зоологическая, 13, стр. 2
метро «Краснопресненская», «Баррикадная»
+7 (499) 254-06-74
вт, ср, вс 12:00–20:00
чт, пт, сб 12:00–21:00
9 июня – 22 июля

«Нужно сказать волшебное слово», – фраза, возвращающая ребёнка к конвенциональности, а, вероятно, и формирующая её. Эта нехитрая формула сообщает, что есть возможность договориться, есть общий язык, в котором каким-то – очевидно, совершенно волшебным – образом встречаются интересы и возможности разных людей. «Волшебные слова» приходят в мир детства как способ преодоления тотального эгоизма и как – вполне приемлемый – шанс к примирению. «А если я попрошу вежливо?» – известный золотой ключик, открывающий двери (материнских) сердец.

Идут годы и хрупкая лингвистическая сетка волшебных слов дополняется ускользающими поцелуями и ничего не значащими знаками внимания. Теперь эмоция – это всего лишь иконка, бодрая совокупность отрисованных форм, лицемерно предлагающих себя для выражения любого жара сердца. Современные средства связи предоставляют максимум имитационных конструкций, апеллирующих к эффекту тотального присутствия, в котором готовность быть доступным граничит с неразборчивостью чувств.

Наверно, в современном обществе впечатлений волшебные слова заменяют не менее волшебные скобки и смайлики. Но всё же, каков ресурс исчерпаемости этого волшебства? Сколько раз повторенное «слово» теряет свою силу? Как узнать допустимые пределы искренности, те самые, за которыми вконец обесценивается даже то, что никогда не было сказано, даже то, что простёрлось натянутой нитью от одного взгляда к другому?

Между двумя несказанными словами может быть целый мир, в этот мир может умещаться дом, этот дом может пеленаться в кокон нерушимых объятий и снов. Взрослея, мы теряем способность верить в собственный мир, мы становимся пленниками «объективированной реальности», придуманной кем-то другим. Уставшие, мы падаем в сон – как жаль, что это падение лишь иногда позволяет восстановить силы и лишь изредка помогает вновь поверить в волшебство.

Когда рассеиваются облака и в утреннем небе исчезают последние сны, мы поворачиваемся спиной к окну и приветствуем новый дом. Здесь есть прихожая, где рады встречать гостей, кухня, где приятно приготовить еду, гостиная, где за беседой чай уходит кружка за кружкой, столовая – для пышных банкетов, коридор – для коротких свиданий, чердак – для фантазий и воспоминаний, спальня, где мы живём и видим сны, кабинет, где кипит работа, библиотека, где время остановилось, галерея, где собраны портреты важных, но давно забытых людей, возможно здесь есть даже ванная, гардероб и кладовка – все обычные закутки. В этом пространстве почти как дома, но лишь немного не так, как мы хотели бы в это верить. В этом пространстве не бывает таких волшебных слов, которых мы бы не знали с самого начала. Волшебство – это тайна нашего воображения, которая – до поры до времени – прячет себя сама – здесь, рядом.
Куратор
Женя Чайка
Женя Чайка — куратор в области современного искусства, заместитель директора Уральского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО. Осуществляла координацию множества культурных проектов и кинофестивалей, с 2012 года ведёт программу Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале (uralbiennale.ru). В 2013 году была номинантом премии «Инновация» (программа Арт-резиденций 2-ой Уральской индустриальной биеннале, региональный проект), а в 2018 стала лауреатом в составе творческого коллектива 4-й Уральской индустриальной биеннале (номинация «Проект года»).
Галерея
Пресс-релиз