Основной проект – 6. Московская международная биеннале молодого искусства
Основной проект
Абракадабра
Квартал «Рассвет» на Красной Пресне
Столярный переулок, 3, к. 1
метро «Улица 1905 года»
+7 (495) 699-59-67
вт – вс 12:00–21:00
8 июня – 31 июля

Внимание — это самый редкий и чистый вид щедрости.
Симона Вейль


Выставка «Абракадабра» посвящена художественным практикам в современном мире, сформированном «экономикой присутствия». Экономика присутствия с легкостью конвертировала традиционные ценности, основанные на материальном производстве, в нематериальные альтернативы, такие, как опыт и эмоции, и сделала невозможными любые различия между временем работы и временем отдыха. Подобная ситуация предполагает радикальное изменение нашей жизни: мы больше не работаем, мы скорее исполняем некие роли. В этом тотальном перформансе границы между нематериальным трудом, стремлением к удовольствию и личными обязательствами становятся все более размытыми; соответственно, практика забастовки как физического отсутствия и отказа от труда больше не эффективна. Художники, представленные на выставке, исследуют экономику присутствия, но и ищут возможные пути побороть хроноимпериалистический «страх отсутствия» — они пытаются найти союзников, которые помогли бы нам вновь обрести наше собственное время.

Однако, чтобы вернуть наше собственное время, необходимо пройти через различные сферы субполитики, которую можно считать оборотной стороной экономики присутствия. Это — путь через небольшие промежуточные пространства, лежащие на границе межу разочарованием и (пере)очарованием, между волей и бессознательным. Чтобы пройти этот путь, могут потребоваться новые знания и опыт – от тактильной коммуникации до обучения почти забытому танцу. Название выставки дает ключ к получению этого огромного массива нового знания: слово «абракадабра» — это древнее волшебное заклинание; одно из самых универсальных и непереводимых понятий, которое имеет различные, иногда прямо противоположные значения, в зависимости от языка и эпохи; и название одноименного диско-хита группы The Steve Miller Band. Лингвистически «абракадабра» — это «перформативное слово», подразумевающее рискованный выброс избыточной энергии, способной преобразовывать реальность.

На выставке «Абракадабра» отражены современные формы видимого и невидимого, растущий интерес современной культуры к эзотерическим, тайным практикам и к экологии «ночного загула» как неудержимым способам побега от реальности. Она исследует трансформативные силы этих второстепенных, иногда скрытых форм культуры, в которых такие понятия, как «внимание», «щедрость», «метаболизм», «позиция» и «близость», обретают функциональный смысл, способствуя человеческому выживанию в темной экологии нашего времени. Работы, представленные на «Абракадабре», не предлагают решений — это, скорее, репетиции различных состояний и ситуаций, в которых мы могли бы оказаться вместе. Бунтовщики, лунатики, святые ипохондрики, фальшивомонетчики, ловушки для комаров, сфинкс, игроки в бильярд и танцоры — вот некоторые из героев этой истории, которая стремится к превращению современных протоколов потребления в ситуативные практики автономии.

Образовательная программа «Абракадабры» по своей форме подобна «Школе конца времени» — квазиобразовательной и перформативной платформе, основанной Лукрецией Калабро Висконти, Амброй Питтони и Полем-Флавьеном Энрик-Сарано; ее задача — исследование новых способов получения знания с помощью новых, неиерархичных подходов, лежащих на границе теории и художественной практики. Программа перформансов, лекций и мастер-классов «Абракадабры» и «Школы конца времени» пройдет на созданной специально для биеннале площадке в ЦУМе с 9 по 11 июня.
Куратор
Лукреция Калабро Висконти
Лукреция Калабро Висконти (Lucrezia Calabrò Visconti, р. 1990, Дезенцано-дель-Гарда) — независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Лукреция была выбрана на роль куратора 6 Московской биеннале молодого искусства со своим проектом «Абракадабра». Помимо этого, начиная с 2017 она является координатором резидентской программы в Турине, созданной фондом Sandretto Re Rebaudengo для молодых кураторов. Окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции. Участник кураторской программы CAMPO12 фонда Sandretto Re Rebaudengo в Турине; стажировалась по программе «Кураторство» в Artists Space (Нью-Йорк). Окончила кураторскую программу центра De Appel в Амстердаме, а также стажировку для кураторов в Нью-Йорке.

Среди недавних кураторских проектов Лукреции — «Умлаут. Публичная программа для современного визуального искусства» (Umlaut. The public programme for contemporary visual arts совместно с Стефано Колличелли Кагол и Луиджи Фасси), «Почему все такие милые?» (Why Is Everybody Being So Nice, 2017, De Appel, Амстердам), «Удачи, увидимся после революции» (Good Luck, See You After the Revolution, 2017, UvA, Амстердам) и «Дорогая Бетти: беги быстрее, кусай сильнее!» (Dear Betty: Run Fast Bite Hard!, 2016, Галерея современного и новейшего искусства, Бергамо). В 2017 совместно с Амброй Питтони и Полем-Флавьеном Энрике-Сарано создала проект «Школа конца света». Статьи её авторства выходили в таких журналах об искусстве и культуре, как Not (Nero on Theory), Flash Art, L'Officiel Art и KABUL Magazine.

В качестве ассистента и координатора принимала участие в работе над проектами Tutttovero в Кастелло ди Риволи (куратор Франческо Бонами) и Shit and Die в палаццо Кавур в Турине (кураторы Маурицио Каттелан, Мириам Бен Салах и Марта Папини). Сотрудничала с журналами TOILETPAPER и Le Dictateur.
Комиссар
Екатерина Кибовская
Екатерина Кибовская родилась в Москве, окончила с отличием факультет журналистики МГУ (выпускница Лаборатории медиакультуры и коммуникации). Работала в журнале Esquire, сотрудничала с сайтами OpenSpace.ru, «Частный корреспондент», а также изданиями «Сноб» и Art+Auction в качестве независимого журналиста.

С 2007 по 2011 год работала в Нью-Йорке в качестве менеджера с рядом художников и галеристов. Принимала активное участие в формировании концепции современного развития Парка Горького в должности креативного директора (2011–2013), также участвовала в различных инициативах в сфере культуры.

В июле 2015 года Кибовская была назначена комиссаром 5-й, а в ноябре 2016-го — 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. В ноябре 2016 года она также заняла должность главы дирекции по специальным проектам ГМВЦ «РОСИЗО».